gomazkov (gomazkov) wrote,
gomazkov
gomazkov

Category:

Трудно быть сбоку


Я тут нечаянно по случаю посмотрел «Трудно быть богом» и всё понял.
Вот честно.
Как увидел благородного дона Румату на коне, так и осенило: это ж Белый рыцарь из Зазеркалья и весь его арсенал, притороченный к седлу: мышеловка, улей и ящик для писем!
Но – по порядку.
Мы с дочерью любим ходить на мультики.
Кино я вообще не очень люблю, а мультики – очень.
Конечно, Дисней в наше время достиг невероятных высот по части анимации, то бишь – оживления.
Персонажи потрясающе человекообразны, только лучше. Всё доведено до совершенства: телосложение, мимика, пластика, красота и лёгкость.
Всё романтично, всё идеально, всё для детей.
Вот и великий Герман попытался снять идеально отталкивающий мультик для взрослых.
Правда, у него это, на мой взгляд, не получилось, но хорошенько судить о том я не могу, так как не вхожу в адресную группу.
Фильм этот создан для разочарованных и потерявших всякий смысл существования немолодых людей, а также для рафинированных мальчиков и девочек из благополучных семей, желающих чуть-чуть, не по-настоящему, пощекотать изнеженные нервы, окунув мизинчик в грязь.
Кстати, о грязи.
Слышал, что многих смотревших она повергает в шок, но это странно: они, наверное, ни в русской деревне дождливым летом не бывали, ни в богемных столичных квартирах позднего застоя, где посуду не мыли неделями, а полы – годами.
Всё знакомо до боли: дым коромыслом, родные носато-бородатые лица творческой интеллигенции и бессвязные разговоры ни о чём.
Уверен, кстати, что гений Герман умышленно выбрал на главную роль знаменитого артиста-комика: чтобы в любой момент сквозь толстый слой кетчупа мы могли увидеть любимые трогательные глаза Феофила Мюнхгаузена, вспомнить бессмертное «уби-и-ийцы!» и вздохнуть с облегчением: всё хорошо, всё невзаправду.
Что ещё? Член осла, конечно, впечатляет, но только тех, кто не видел оный у молодого жеребца, а я имел такой счастливый случай ещё в детстве.
Вот что восхищает действительно, так это мелочёвка: цепочки, деревяшки, тряпочки – мастерская работа.
И, конечно, сразу возникает ассоциация с другим эпохальным проектом: «Шинелью» Норштейна, там тоже – мелкая ювелирная техника пока ещё способна потрясать, но только вот беда: за десятилетия, пока гении вручную – стежок к стежку – вышивали свои грандиозные полотна, скучные люди за океаном изобрели компьютерную графику, а режиссёры с её помощью научились вытворять такое, пред чем шедевры наших мэтров скоро будут выглядеть не более чем ретро-экзотикой – вроде игольчатого экрана Алексеева.
И в этом есть своя горькая справедливость, потому что в нетленке нельзя делать главную ставку ни на виртуозно придуманный реквизит, ни на уникальность своей кустарной технологии: эти вещи стареют быстрее всего.
Но вернёмся к фильму. Он напомнил ещё – милые производственные ленты моего далёкого детства: какой-нибудь завод по выпуску механических прессов, где в цеху с его фоновыми постукиваниями и позвякиваниями главный инженер беседует о чём-то с начальником смены.
Ближе к концу мелькнул, правда, и колбасный цех мясокомбината, но это так – для разнообразия, понарошку.
Всё узнаваемо и уютно, как и должно быть при просмотре мультика.
В общем, я бы мог даже сказать, что последняя картина великого Германа, в отличие от предпоследней, мне понравилась, вот только была бы она хоть вдвое покороче.
Всё-таки три часа ради цитаты из Пастернака, нескольких уже ставших мемами фраз типа «за серыми всегда приходят чёрные» (ну да: я по уличным кошкам это много раз наблюдал) и последней реплики, где с обратным порядком слов произносится название всего кино, – это многовато.
Ну, и последнее, что вспомнилось в этой связи.
Наш земляк, казанский уроженец – ныне довольно известный шоумен и конферансье, имеющий и неплохие вокальные способности – рассказывал, как к нему на одном из концертов подошёл Кобзон и сказал: «Да, Боря… Мог бы петь. А ты …дишь!»
Это я к тому, что, судя по прологу и финалу, благородный дон Румата – талантливый сопрано-саксофонист, и если б он три часа не разговоры разговаривал и мечом помахивал, а музыку играл, да ещё хоть какую джаз-банду бы сколотил – огромную пользу мог бы принести своему Арканару.



Tags: впечатлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    Моя собака – формалистка. У неё есть жёсткие представления о красоте и уродстве форм. Например, ей нравится всё японское. Нет, суши и роллы мы ей…

  • * * *

    Каждое утро я минуту стою в планке. Стою и считаю секунды, потому что положить перед собой секундомер ленюсь. Конечно, утра у человека моего…

  • * * *

    Дочь работает вожатой в лагере, устаёт от детей, конечно. Особенно от некоторых. Например, есть там один шестилетний джентльмен по имени Марк,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • * * *

    Моя собака – формалистка. У неё есть жёсткие представления о красоте и уродстве форм. Например, ей нравится всё японское. Нет, суши и роллы мы ей…

  • * * *

    Каждое утро я минуту стою в планке. Стою и считаю секунды, потому что положить перед собой секундомер ленюсь. Конечно, утра у человека моего…

  • * * *

    Дочь работает вожатой в лагере, устаёт от детей, конечно. Особенно от некоторых. Например, есть там один шестилетний джентльмен по имени Марк,…