gomazkov (gomazkov) wrote,
gomazkov
gomazkov

Category:

Пятничнотринадцатное


У Лермонтова есть совершенно фрейдистское стихотворение «Поэт».
Его проходят в школе, поэтому напомню только фрагменты:



Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надёжный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал –
Наследье бранного востока.

Теперь златых ножон, избитых на войне,
Лишён героя спутник бедный,
Игрушкой золотой он блещет на стене –
Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарёй,
Никто с усердьем не читает.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

Фактически Лермонтов обвиняет поэтов своего поколения в творческой импотенции, и образ клинка тут классический психоаналитик трактовал бы однозначно.
До рождения Фрейда оставалось ещё лет пятнадцать-двадцать, однако шуточный культ Приапа в лермонтовские времена был весьма популярен среди «золотой молодёжи», так что можно предположить, что сию нехитрую ассоциацию Лермонтов, если не имел в виду конкретно, то сам ощущал; тем более что в его стихах этот образ не единичен, например:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Что этот железный стих, как не тот же самый кинжал, обнажённый не без эксгибиционистского эпатажа?
Причудливым образом перекликается с этими стихами песня Высоцкого, где Лермонтов – один из персонажей («На цифре 26 один шагнул под пистолет»).
Опять же – фрагменты:

Дуэль не состоялась или перенесена,
А в тридцать три распяли, но не сильно.
А в тридцать семь – не кровь, да что там кровь – и седина
Испачкала виски не так обильно.

Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
Томитесь, как наложницы в гареме.
Срок жизни увеличился, и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время.

Всё тот же лермонтовский мотив: «были люди в наше время, не то, что нынешнее…», и «концы» поэтов, вяло отдвинувшиеся куда-то в неопределённое будущее, так же порадовали бы доктора Зигмунда.



Tags: впечатлизмы
Subscribe

  • * * *

    Рассказывая экскурсантам о том, что Настасья Львовна Энгельгардт вышла замуж за Боратынского почти неприлично поздно – в двадцать два года, я…

  • * * *

    Каждое утро я минуту стою в планке. Стою и считаю секунды, потому что положить перед собой секундомер ленюсь. Конечно, утра у человека моего…

  • И слышу сквозь наркоз: "Постой-ка! Вот это Мурке отдадим".

    Ну вот, швы сняты благополучно, можно теперь и рассказать в двух словах. История давняя: https://gomazkov.livejournal.com/146288.html?page=2 но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments

  • * * *

    Рассказывая экскурсантам о том, что Настасья Львовна Энгельгардт вышла замуж за Боратынского почти неприлично поздно – в двадцать два года, я…

  • * * *

    Каждое утро я минуту стою в планке. Стою и считаю секунды, потому что положить перед собой секундомер ленюсь. Конечно, утра у человека моего…

  • И слышу сквозь наркоз: "Постой-ка! Вот это Мурке отдадим".

    Ну вот, швы сняты благополучно, можно теперь и рассказать в двух словах. История давняя: https://gomazkov.livejournal.com/146288.html?page=2 но…