gomazkov (gomazkov) wrote,
gomazkov
gomazkov

Category:

Лирик нуждается в физике


Давно интересовала меня загадка перемены температур в плацкартных вагонах старых поездов.
Холодные вагоны теперь стали редкостью, да и езжу я в основном в купе, но вот на днях всё совпало: поезд дополнительный, праздничный, собранный из неликвида, плюс взять я из-за новогодних двойных тарифов решил плацкарт, и помянутая загадка вновь встала передо мной.
Поздний вечер, на улице крепкий мороз, в вагоне – с древними деревянными рамами окон – прохладно, но пока комфортно (я не люблю жары).
Беглое ощупывание батареи под столом спустя час пути подтверждает ожиданное: топить не будут. От окна сифонит с присвистом. Вспоминаю старые навыки: делаю из куртки полог, заматываюсь в шарф, укутываюсь в одеяло и даже как-то сплю.
Ночью очень холодно. Утром с трудом поднимаю примёрзшую к стеклу шторку, на подоконнике – снег. Хмурые пассажиры, отвыкшие от суровой реальности, сидят в пальтах, ворча сиплым шёпотом.
Но я уже знаю, что будет. Температура начинает медленно, но ощутимо подниматься: через три часа все сидят уже в футболках, а за час до прибытия, обливаясь семью потами, я уже мысленно тороплю машиниста. При этом чая я в поезде не пью и иными внутренними способами с утра не греюсь.
А батареи так и не заработали, а сколько-нибудь существенного перепада дневных и ночных температур за бортом, согласно прогнозу, не было.
В чём причина данного феномена? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знание физики, к которой у меня всегда была нежная, платоническая, неразделённая любовь, и здравый смысл, отсутствие которого я в последнее время научился отчасти компенсировать жизненным опытом.
Поэтому позволю себе несколько дилетантских предположений.


Первое. Титан. Его топят для чая вечером и утром и не топят ночью. Но неужели один небольшой, пусть и горячий, бак может так разогреть целый вагон?
Второе. Люди. Их количество не изменилось, но если ночью они, недвижные и укутанные, грели лишь себя, дыша тихо, то утром они невольно начинают вырабатывать больше тепла, что сразу сказывается на общей атмосфере, – какая метафора!
Третье. Скорость. Ночью поезд, несомненно, идёт гораздо быстрее, так как отсутствуют сильно уплотняющие расписание электрички, и сквозняк продувает вагон так, как не может утром.
Скажите, люди умные, что Вы думаете об этом явлении природы и о моих самодеятельных попытках его объяснить? Быть может, есть ещё что-то, чего я по серости своей не вижу?


Tags: были, лично
Subscribe

  • * * *

    Дочь работает вожатой в лагере, устаёт от детей, конечно. Особенно от некоторых. Например, есть там один шестилетний джентльмен по имени Марк,…

  • * * *

    Вернувшись с работы, вижу по туфлям, что дочь тоже уже пришла (а утром мы не виделись), стучусь к ней в комнату, спрашиваю: - Живая? Вижу, что…

  • * * *

    Дочь выяснила, сколько в среднем времени проводит в телефоне (есть такая статистическая услуга). Выяснилось: восемь часов в сутки. Всего лишь.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments

  • * * *

    Дочь работает вожатой в лагере, устаёт от детей, конечно. Особенно от некоторых. Например, есть там один шестилетний джентльмен по имени Марк,…

  • * * *

    Вернувшись с работы, вижу по туфлям, что дочь тоже уже пришла (а утром мы не виделись), стучусь к ней в комнату, спрашиваю: - Живая? Вижу, что…

  • * * *

    Дочь выяснила, сколько в среднем времени проводит в телефоне (есть такая статистическая услуга). Выяснилось: восемь часов в сутки. Всего лишь.…