?

Log in

No account? Create an account

Интеллигент - готовь лыжи летом!

« previous entry | next entry »
Jul. 7th, 2015 | 09:00 am


Сформулирую несколько вполне очевидных вещей: не для того, упаси Бог, чтобы научить кого-то жизни, а лишь для упорядочивания собственных мыслей.
Интеллигенция, до сих пор пробавляющаяся пристёбом и зубоскальством в духе незабвенных семидесятых, позорит прослойку. Когда фига держится в кармане, ещё можно обманываться, воображая, что это алмаз «Звезда Африки», а когда причин держать её там не придумать при большом желании, – всем видно, что это просто фига – тривиальная и пошлая, более ничего.
Между тем, наступили времена, когда в активную жизнь (в том числе – во власть) входит то самое, некогда воспетое помянутой интеллигенцией «поколение надежды» – то есть, «не заставшее совок».
Выяснилось однако, что вместе с совком поколение это – в массе своей – не застало ни пристойного образования, ни маломальской культуры: оно девственно безграмотно и отменно дико.
Кому, как не нам, белоручкам умственного труда, совок заставшим, сделать всё, что в наших слабых силах, дабы хотя бы следующая генерация не была столь в этом отношении монолитна.
Кроме того, далеко не всем уже проросшим сорнякам уютно в их верещатнике: некоторые не прочь бы перекочевать на грядки, но им надо в этом помочь.
Просвещение – единственное, что остаётся нам в нашей печальной ситуации; оно же – единственное, что мы ещё можем дать людям – в силу дарованного нам совкового образования; и оно же – наш естественный сословный долг: удивительное совпадение, которым грех не воспользоваться!
Просвещение – это не прямой путь к заданной конечной цели, а постоянный утомительный процесс, вроде мытья. Навсегда отмыться добела никогда не удастся, но мыться надо, не то нас пожрёт собственная фауна.
Всё это я, главным образом, говорю самому себе.
С понедельника – осенью – начну.
Шестой десяток – лучше время для новой жизни.



Link | Leave a comment |

Comments {119}

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

а. К.

(no subject)

from: marygrove
date: Jul. 7th, 2015 06:06 am (UTC)
Link

Начните, а мы внимательно посмотрим :)

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:07 am (UTC)
Link

Отсидеться планируете, отче?)

Reply | Parent | Thread | Expand

ptiz_siniz

(no subject)

from: ptiz_siniz
date: Jul. 7th, 2015 06:11 am (UTC)
Link

Надо же: я только вчера прочитала рассказ "Красавцы" Дафны дю Морье, где 40 раз повторялось слово "верещатники", доселе мной никогда не виденное. И тут бац! - у Вас оно тоже! Ну бывают же совпадения, право...:)))

Я как человек конкретный интересуюсь: а как Вы собираетесь начинать?.. Преподавание, собственная просветительская передача на радио или ТВ, семинары?..:)))

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:15 am (UTC)
Link

Слово красивое с аллюзиями - грех не использовать.)
А я, Ольга, как человек суеверный пока не буду конкретизировать, ладно?)
Скажу только, что это - естественно - будет продолжением моей музейной работы и концертной тоже.

Reply | Parent | Thread | Expand

talkingfisch

(no subject)

from: talkingfisch
date: Jul. 7th, 2015 06:15 am (UTC)
Link

В народ пойдешь?

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:16 am (UTC)
Link

Я из него и не выходил особо.
К себе звать буду. В гости.)

Reply | Parent | Thread | Expand

anna_bpguide

(no subject)

from: anna_bpguide
date: Jul. 7th, 2015 06:18 am (UTC)
Link

Именно )))

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:20 am (UTC)
Link

Не иначе как.)

Reply | Parent | Thread

no_stripes

(no subject)

from: no_stripes
date: Jul. 7th, 2015 06:29 am (UTC)
Link

Тогда уж со вторника - 1 сентября в этом году будет во вторник. Или у вас свой учебный план?:)

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:37 am (UTC)
Link

Свой-свой, чей же еще!)
Может, седьмого начну - в день рожденья Эдуарда Асадова - чем не повод?

Reply | Parent | Thread | Expand

Никита Кирсанов

(no subject)

from: chur72
date: Jul. 7th, 2015 07:25 am (UTC)
Link

Благодаря Вашему посту уловил, чего мне не достаёт в сегодняшнем неопросветительстве (тема то, кажется, мало-помалу поднимается - и дай то Бог).

Вернёмся к набившему оскомину противопоставлению (отчасти мнимому, но продуктивному) "интеллигентов" и "интеллектуалов". Среди массы действительных и выдуманных отличий есть такое. Интеллектуал - продвигает некоторую "готовую" ценность. А интеллектуал эту ценность ИЗОБРЕТАЕТ, создаёт.

Сегодня у нас серьёзные проблемы с этими самыми "готовыми ценностями". Между тем, для того, чтобы просвящать, нужто иметь чем просвящать, то бищь это самое разумное, доброе, но - увы - вовсе не вечное, а приспособленное к времени и его проблемам и откликающееся на его проблемы. Ан его то и нет. Сегодня интеллигенция готова "нести в народ" заплесневелый продукт, вот в чём проблема, по-моему. Чтобы просвящать, нужно просвящаться. Но просвящаться - значит меняться. Никто не хочет меняться. Все хотят остаться такими, какие есть. С теми же словами, теми же идеями и старыми песнями, которые уже отнюдь не о главном, и если не основной мотив, то уж слова то точно нужно менять. Кто это будет делать?

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 07:52 am (UTC)
Link

Вы совершенно правы, Никита, и уровень современной отечественной литературы отнюдь не вдохновляет на новые свершения.
Единственно, что я вижу возможным делать лично и прямо сейчас, - вынимать из сундуков старое доброе вечное, стряхивать нафталин, счищать плесень, попутно вымывая мыло из глаз, вынимая бананы из ушей, и стараться смотреть на это новым взглядом, слушать свежим ухом, ибо классика на то и дана, чтобы учиться по ней отличать истинное от туфты.)

Reply | Parent | Thread | Expand

Мать котам израильским

(no subject)

from: amado
date: Jul. 7th, 2015 07:27 am (UTC)
Link

А вообще хотела сказать, что, не далее как пару дней назад пришла к тому же решению. Толчком послужило прочтение книги "Паола" об искусствоведе Паоле Волковой. Я настолько впечатлилась, что решила купить (купить, не взять в биб-ке) её книги и начать читать. Мне очень по душе её способ изложения - живой, не всегда педантично точный в датах, но необыкновенно глубокий и энциклопедичный. Я просто очарована ею. И решила, что начну-ка изучать историю искусств, тем более, что в ДХШ это был у меня любимый предмет. Да и возраст подходит. Говорят, что в недалёком будущем люди будут получать новое образование (и новую профессию)в 60 лет.

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 07:33 am (UTC)
Link

Ну просто умница! Жму твою женственную лапу!

Reply | Parent | Thread

VeraVitte

(no subject)

from: veravitte
date: Jul. 7th, 2015 07:33 am (UTC)
Link


Не совсем поняла в чем будет состоять ваше поприще на ниве просвещения, но - поддерживаю. Человек вы незлой, может и выйдет что-то хорошее. Успехов!

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 07:55 am (UTC)
Link

Вы совершенно правы, Вера: зла не сделаю, в крайнем случае - просто ничего не выйдет.)

Reply | Parent | Thread

agrish

(no subject)

from: agrish
date: Jul. 7th, 2015 08:08 am (UTC)
Link

1) Интеллигенция тоже неоднородна. Сравните хотя бы двух интеллигентов в "Дяде Ване" Чехова - Серебрякова и Астрова. Один - бездельник, только и умеющий, что пускать пыль в глаза, второй - самоотверженный труженик. Так вот, первая категория нагло присвоила себе право на общее название и полностью заглушила вторую.
Аналогичное противопоставление в "Чайке" - Тригорин и Дорн.

2) Глеб Горбовский
У павильона «Пиво-воды»
Стоял советский постовой.
Он вышел родом из народу,
Как говорится, парень свой.

Ему хотелось очень выпить,
Ему хотелось закусить.
И оба глаза лейтенанту
Одним ударом погасить.

Однажды ночью он сменился,
Принес бутылку коньяку.
И так напился, так напился –
До помутнения в мозгу.

Деревня старая Ольховка
Ему приснилась в эту ночь:
Сметана, яйца и морковка,
И председателева дочь…

Затем он выпил на дежурстве
И лейтенанту саданул.
И снилось пиво, снились воды –
И в этих водах он тонул.

У павильона «Пиво-воды»
Лежал счастливый человек.
Он вышел родом из народу,
Ну, вышел и упал на снег.

Edited at 2015-07-07 08:09 am (UTC)

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 08:20 am (UTC)
Link

Надо же - при всей своей интеллигентности я и не знал, что автор слов этого бессмертного шансон-шедевра - лично Глеб Горбовский.)
А интеллигенция не просто неоднородна, она - диаметрально разнородна.

Reply | Parent | Thread

vita_colorata

(no subject)

from: vita_colorata
date: Jul. 7th, 2015 08:21 am (UTC)
Link

А я, признаться, стала скучать по тому времени, когда говорили "с пристёбом". Я, конечно, тогда росла, что заложено в детстве, не выкорчевать, глубокие корни пустило. Пристёб был ответом на советский пафос, все эти пятилетки в три года, надои и прочее. Было в этом что-то положительное. Я до сих пор не могу привыкнуть к откровенному пиару себя у нынешней молодежи. Понимаю, что они росли уже в век рекламы. Но в наше время в интеллигентских кругах, если ты только вякнешь, то тебя кто-нибудь сразу обязательно ловко умоет, подстебнет. Поэтому, когда хвалили даже, то принято было сказать что-то уничижительное: " Да, это я так навалял, между делом. Ну, может получше получилось, чем было, но надо еще работать." А потом стали появляться уверенные в себе молодые люди, которые на голубом глазу вещали, что у них всё самое лучшее и сами они круче всех.

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 08:27 am (UTC)
Link

Вы совершенно правы, Елена, мы все оттуда родом, и по моей манере писания тоже сразу видны и этот страх пафоса, и обильная (само)ирония.
Но нельзя всю жизнь только похохатывать над собственной страной, нынче этого явно маловато будет.
Да и не до смеху давно, работать надо, пока не поздно.
Вот Вы своими постами эстетически обогащаете и образовываете своих читателей - меня, например. Я тоже так хочу.)

Reply | Parent | Thread | Expand

alena_15

(no subject)

from: alena_15
date: Jul. 7th, 2015 09:30 am (UTC)
Link

Прочитала Ваш пост, прочитала комменты - и с "пристебом", и добрые). Успехов! Дорогу осилит идущий.

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 09:44 am (UTC)
Link

Спасибо, Алёна!
Те, что с пристёбом, по-моему, тоже добрые: злые ко мне редко ходят - скучно им у меня.)

Reply | Parent | Thread | Expand

meggirita

(no subject)

from: meggirita
date: Jul. 7th, 2015 01:09 pm (UTC)
Link

Сейчас такие времена, что всё больше людей " взял книжечку и так меня в сон потянуло.. так потянуло, что просто моченьки моей нет. Захлопнул я обложечку, подложил две ладошки под щечку и так отоспался. Так отоспался. просто прелесть."

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 01:19 pm (UTC)
Link

Тем выше ценность каждого просвещённого нами хоть сколько-нибудь.)

Reply | Parent | Thread | Expand

4250

(no subject)

from: 4250
date: Jul. 7th, 2015 01:41 pm (UTC)
Link

Да. Верещатник.
Но они же не хотят учиться, они убеждены, что всё знают с рождения. а вот внуков надо учить - готовимся все!

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 01:42 pm (UTC)
Link

Ну, и некоторые наши дети ещё не столь взрослы, чтобы ставить на них крест.)

Reply | Parent | Thread | Expand

ellen_solle

(no subject)

from: ellen_solle
date: Jul. 7th, 2015 01:49 pm (UTC)
Link

Всё у тебя получится. Даже не сомневаюсь. Так что давай, начинай.

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 01:53 pm (UTC)
Link

Спасибо, Мариночка. Осенью, Алла бирса, начну.)

Reply | Parent | Thread

Svetlana

(no subject)

from: solan7a
date: Jul. 7th, 2015 06:17 pm (UTC)
Link

у вас разница с моим мужем в несколько месяцев, Вам только недавно 50 исполнилось, а звучит как древний старик. Вам только 50..моему мужу было 3 марта 50, а он выглядит так молодо... ну дело в том, как каждый себя чувствует! и тут люди еще идут в университеты учиться, во как. Недавно передача про 75 -летнего студента. Учиться никогда не поздно. Но дело в том, что самопознание и реализация идет каждый день, мы развиваемся и развиваем себя, я вот только недавно прочла, коммент где говорят, вот выйду на пенсию и буду читать Гарри Поттера на английском. И подумала, а почему не нчать сейчас? Никогда не поздно маленькими шажками учиться каждый день. Муж у меня постоянно что-то учит или учится, либо изучает как спрограммировать новый сайт, наш перестроить, для это лопатит книги или читает на английском книгу биографию о любимом музыканте и удивляется, как он все-все пониамет на английском! Короче, начинайте сразу завтра то, что Вы откладываете на сентябрь!

Reply | Thread

gomazkov

(no subject)

from: gomazkov
date: Jul. 7th, 2015 06:32 pm (UTC)
Link

Спасибо, Светлана.
Я откладываю это дело на сентябрь не из робости, а из простого расчёта: и учебный год, и концертный сезон начинаются осенью.)

Reply | Parent | Thread